p5a
поиск по сайту
написать
комментарий
Приложения

Задание повышенного уровня

Эти задачи предназначены для учащихся,
которые хотят иметь знания повышенного уровня

1. Череп рыбы состоит более чем из 40 костей, а череп человека всего из 23, причем подвижна лишь нижняя челюсть. Почему в процессе эволюции происходит уменьшение количества костей, образующих череп?

2. Почему грудная клетка человека сплющена в передне-заднем направлении, в отличие от грудной клетки большинства млекопитающих?

3. Советскому ученому и скульптору М.Герасимову по черепам доисторических людей, Ивана Грозного, Ярослава Мудрого и др. удалось воссоздать их облик. Какие закономерности использовал в своей работе М.М.Герасимов?

Эту закономерность вы можете проверить на себе, сопоставив длину ушей и длину носа (у многих они равны!). Проверьте, у всех ли проявляется эта закономерность?

4. Почему артистам балета приходится танцевать на пуантах (специальной обуви с твердым носком, позволяющей танцевать на кончиках пальцев)? Рассмотрите рисунок скелета, обратите внимание на то, что шейка бедра находится под углом к телу бедренной кости и в положении, когда ступня направлена вперед, ограничивая движение бедра. Проверьте дома, как высоко можно отвести ногу в сторону в этом положении и как сделать так, чтобы эта особенность строения бедра не мешала движению.

Скелет человека
Скелет человека

5. Известно, что трубчатые кости нарастают снаружи, и разрушаются изнутри, благодаря чему вес скелета с возрастом увеличивается незначительно. Разрушают костное вещество изнутри особые клетки - остеокпласты. Они снабжены многочисленными ресничковидными выростами, выделяющими особую жидкость. Что вы можете сказать о ее составе, если известно, что в состав кости входят фосфат и карбонат кальция?

6. Известно, что первый шейный позвонок не имеет тела (см. рисунок 1), зато второй шейный позвонок имеет два тела. Верхнее тело второго шейного позвонка имеет форму оси, вокруг которой голова поворачивается влево и вправо. Отделяют эту ось от спинного мозга лишь соединительно-тканные связки (см. рисунок 2). Основываясь на этих сведениях, объясните, почему чрезвычайно опасно поднимать любого человека, особенно ребенка, за голову.

Строение позвонков
Строение позвонков

7. Опору стопы составляет треугольник с вершинами, приходящимися на крайние кости плюсны и пяточную кость. Какие преимущества это дает?

8. На картине Рембранта "Урок анатомии доктора Тюльпа" изображен известный карманный вор по кличке Малютка, который долгое время терроризировал жителей Амстердама (см. рисунок). Он кончил жизнь на виселице и попал на секционный стол, что по тем временам считалось большим позором. На картине доктор Тюльп захватил пинцетом мышцы, находящиеся на передней поверхности предплечья со стороны кисти, и рукой показывает движение, которое эти мышцы могли совершить. Что эти мышцы делали при жизни?

Рембрандт
Рембрандт. "Урок анатомии доктора Тюльпа"


Ответы

1. Уменьшение количества костей черепа, их срастание, образование неподвижных соединений костей по мере повышения организации от рыб к млекопитающим связано с несколькими причинами.

Главная из них - переход к жизни на суше и возрастающая в связи с этим опасность травм. Уменьшение числа костей и образование неподвижных соединений способствовало повышению прочности черепа и, соответственно, лучшей защите головного мозга. Это же делало челюстной аппарат более приспособленным к захвату и удержанию добычи, а у млекопитающих - и к пережевыванию пищи.

2. Сплющенность грудной клетки человека в передне-заднем направлении является приспособлением к прямохождению. Благодаря этим особенностям внутренние органы опираются не на стенку живота, а на тазовые кости.

3. М.М.Герасимову удалось найти точное соотношение между твердыми и мягкими частями лица. (О существовании соответствия между органами было известно еще Кювье, который сформулировал закон корреляции). Используя найденные соотношения, М.М.Герасимов накладывал на череп сетку из пластилина, сделанную с учетом этих соотношений, а затем заполнял пустоты. По восстановленной длине носа определялись размеры ушей. Однако найденные закономерности не являются строгими. У разных людей они все же несколько отличаются, поэтому при восстановлении лица немалое значение имеет и интуиция скульптора.

4. Отведению ноги в сторону препятствует шейка бедра, которая образует с телом кости угол. Чтобы она не мешала, ногу приходится поворачивать так, чтобы пальцы стопы были направлены не вперед, а в сторону. Чтобы это было незаметно, артисты балеты используют пуанты, позволяющие им опираться на пальцы. В этом положении шейка бедра находится сзади и не мешает движениям.

5. Остеокласты, клетки, разрушающие костную ткань и расширяющие полость трубчатых костей, имеют множество ворсинок. Они выделяют жидкость, которая по ворсинкам направляется в нужные места. В ее состав входит соляная кислота, которая растворяет минеральные вещества кости.

6. Известно, что первый шейный позвонок не имеет тела. Оно приросло к телу второго позвонка и образовало ось, вокруг которой осуществляются горизонтальные повороты головы. Прочная соединительно-тканная связка отделяет эту ось от спинного мозга, переходящего в продолговатый мозг. Запрокидывание головы назад приводит к разрыву этой связки и повреждению спинного мозга и центров продолговатого мозга, что несовместимо с жизнью.

7. Во-первых, треугольник является жесткой фигурой, что позволяет удерживать кости стопы в фиксированном положении и создают необходимую опору для тела. Во-вторых, опора на три точки способствует лучшему сцеплению с почвой. В третьих, три опорные точки стопы способны совместиться с любой плоскостью, какое бы положение она не занимала в пространстве.

8. Мышцы на ладонной стороне предплечья участвуют в сгибании пальцев, а следовательно, в осуществлении хватательных движений, что и обыгрывается художником. Эти движения и показывает доктор Тюльп своим ученикам.

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
p5a © 2003 г.