p5a
поиск по сайту
написать
комментарий
Приложения

Урок на тему "Мышцы и их функции"

Задачи урока: дать понятие строения и функции мышцы, связи ее деятельности с нервным возбуждением; раскрыть рефлекторный принцип координации движений.

Оборудование: скелет человека, модель сустава, настенные таблицы, две дощечки, бинт, линейки.

Демонстрационный материал: кусочки разваренного мяса, распил кости.

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

I. Проверка знаний

1. Первый учащийся рисует на доске схему "Схема внешнего строения кости".

2. Второй учащийся изображает на доске схему "Строение сустава и его функции"

3. Третий учащийся получает задание указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения.

4. Четвертый накладывает шину на предплечье своего товарища.

Учащиеся класса оценивают работы отвечающих.

Учитель ставит классу следующие вопросы. Почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом? Какие примеры прочности трубчатой формы стебля у растений вы можете привести? Почему у человека при падении чаще всего оказывается сломанной малая берцовая кость.

II. Изучение нового материала

1. Движение в суставах производится мышцами. (Учитель показывает по таблице несколько примеров сокращения мышц, вызывающих определенные движения в суставах, подчеркивая их противоположные действия.

2. Внешнее строение мышцы. (Учитель рассказывает, какими свойсвами характеризуется поперечно-полосатая мышечная ткань и какое строение она имеет. Ученики работают с рисунком учебника, где показаны нервные окончания.)

3. Взаимосвязь формы и функций мышечных волокон. (Учитель вызывает мальчика с хорошо развитой мускулатурой и у него измеряется окружность плеча у руки, опущенной вниз. Затем ученик сжимает кисть в кулак и сгибает руку в локте. Устанавливаются изменения в объеме плеча. Учащиеся класса объясняют, почему это происходит и показывают по таблице, какие мышцы сокращались у мальчика при движнии, какие расслаблялись.

4. Регуляция мышечных движений. (Учитель ставит вопрос: как регулируется мышечное движение? почему сокращаются мышцы и почему при сокращении сгибателей расслабляются разгибатели? что такое рефлексы? какие бывают нервы?)

5. Коленный рефлекс. (Учитель демонстрирует коленный рефлекс на вызванном учащемся. Демонстрация рефлекторной дуги на таблице. Составление схемы коленного рефлекса в тетради).

6. Нервная регуляция мышечной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы. Учитель рассказывает о мышечно-суставных рецепторах, о согласованной работе мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, о торможении и возбуждении. Очень кратко учитель сообщает о том, что все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий головного мозга).

III. Закрепление знаний

1. Беседа по результатам работы с текстом учебника или рисунком учебника.

2. Беседа по схеме коленного рефлекса и терминам урока.

IV. Задание на дом

Изучить текст параграфа, ответить на вопросы после параграфа.

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
p5a © 2003 г.