полная версия

Приложения


Урок на тему "Строение, свойства костей, типы их соединений"

Задачи урока: Обобщить знания учащихся об основных функциях опоры и движения, раскрыть особенности строения и свойства костей, обеспечивающие выполнение опорной и защитной функции, изучить типы соединения костей.

Оборудование: Модель скелета человека, модель черепа, распилы костей (раздаточный материал), прокаленные, декальцированные и свежие кости. Таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", диафильм "Скелет человека. Соединения костей".)

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

Ключевой вопрос урока: Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функций.

I. Проверка знаний

Сравнение скелета человека и млекопитающих животных. Основные отделы скелета, особенности строения в связи с функциями (индивидуальный устный опрос учеников по моделям скелетов млекопитающих животных).

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. Фронтальная беседа с использованием схем и таблиц.

II. Изучение нового материала

1. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов).

2. Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ. (Рассказ учителя с элементами беседы).

3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. (рассказ учителя с элементами беседы, привлечение знаний учеников.

4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. (Рассказ учителя с демонстрацией опытов: прокаленные, декальцированные и свежие кости.)

5. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. (Рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага".)

III. Закрепление знаний

Беседа по следующим вопросам:

1. Вопросы обязательного уровня:

- Какое строение имеет кость? Какая ее часть обеспечивает питание кости и рост в толщину?
- Почему прокаленная на огне кость становится хрупкой?
- Если кость выдержать в 10% растворе соляной кислоты, то ее можно завязать узлом. Чем объясняется ее гибкость и упругость?
- Какие особенности строения сустава делают его прочным, уменьшают трение между костями?

2. Вопросы повышенного уровня.

- Каким образом кости участвуют в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?
- Почему костную ткань считают видом соединительной ткани?
- Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций".
- Некоторые считают, что кость - это мертвый орган. Правильно ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

IV. Задание на дом

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы к нему.